Рубрики
Маркетинг

Личный бренд маркетолога. Как бороться с синдромом самозванца? Часть 1

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Меня зовут Петр Губанов, я сооснователь контент-агентства PostPost, а перед вами первая часть лонгрида про личный бренд маркетолога и синдром самозванца. Я поделюсь своим опытом, как мы организовали клуб борьбы с синдромом самозванца и смогли начать строить свой личный бренд. И, конечно, к чему это привело. Начну с личного опыта в поисках ответа на вопрос: как бороться с синдромом самозванца?

Зачем вообще бороться с синдромом самозванца

Вы, вероятно, слышали о феномене, который многие психологи называют «синдромом самозванца». Это то странное и пугающее психологическое явление, которое заставляет нас сомневаться в собственных успехах и приписывать их чистой удаче или ошибке. Хотя наши заслуги давно подтверждены внешними свидетельствами, мы все равно убеждены, что это всего лишь счастливый случай или наше обманчивое представление о наших способностях.

Вот 5 признаков, что вы страдаете этим синдромом:

  • Самосомнение, даже при успехе: вы достигаете цели, получаете похвалу и признание, но все равно чувствуете себя обманщиком, как будто вы просто оказались в потоке счастливого стечения обстоятельств.
  • Постоянный поиск подтверждения: вы часто проверяете свои успехи на предмет каких-то недостатков или ошибок, чтобы убедиться, что все это не случайность.
  • Принижение собственных достижений: вы недооцениваете свои собственные способности и усилия, считая их не значимыми по сравнению с тем, что другие делают.
  • Страх быть раскрытым: вы постоянно живете в страхе, что окружающие обнаружат вашу поддельность и перестанут верить в вас, когда узнают, что вы на самом деле не так умны и компетентны, как они думают.
  • Отказ от заслуг: вы часто приписываете свои успехи везению, случайности или даже кому-то другому, не признаваясь в собственном вкладе и усилиях.

Если вы узнали себя в каких-то из этих признаков, не паникуйте. Многие люди борются с этим синдромом, особенно те, кто начинает выступать публично или постит о себе в социальных сетях. Это одна из распространенных причин, которая останавливает на пути развития личного бренда. Для меня это был один из тех камней преткновения, которые мешают начать и до сих пор периодически не дают продолжать строить бренд эксперта. К сожалению, он никуда не делся, но с ним можно эффективно бороться.

Одна моя знакомая как-то обратила внимание внимание на то, какое уверенное в себе предыдущее и новое поколения. А мы, миллениалы, в большинстве своем, сомневаемся в себе. Хотя экспертизы и амбиций у нас не меньше. 

Чему может помочь личный бренд?

Пользу личного бренда для маркетолога, как и для любого представителя творческих профессий, сложно переоценить. Как минимум, можно назвать такие бенефиты, которые получает специалист, планомерно развивающий личный бренд:

  • Аудитория. 

Ваше желание высказаться, поделиться опытом и открытиями обязательно найдет сочувствующих.

  • Удовлетворение. 

Одно дело — писать в стол, другое дело — получать удовольствие от того, что потрудился на славу.

  • Обратная связь. 

Поверьте, отклик обязательно будет! Позитивный или негативный — не так важно. Главное, вы узнаете, что о вашем деле, о вас и о вашей позиции думают другие. Это расширит рамки вашего восприятия себя как эксперта. Вы точно станете смотреть на вещи иначе или получите подтверждение и поддержку.

  • Большая востребованность на рынке труда. 

Пишете посты в Telegram, и вот уже все HR и хэдхантеры завалили вас предложениями в мессенджере. Да, это правда так работает!

  • Новые возможности. 

Как насчет того, чтобы открыть свой бизнес? Или получить инвестиции в идею? Даже просто написать в соцсети с просьбой о рекомендации. Если у вас будет личный бренд и (пусть даже небольшая) аудитория, вам откроются принципиально новые возможности.

  • Потенциальные клиенты и партнеры. 

У вас может не быть собственного бизнеса или вы не хотите брать фриланс на стороне. Но вы же не откажетесь от интересных партнерских проектов в рамках вашего текущего места работы?

  • Выступления, комментарии для СМИ. 

Понимаю, мало кого из ваших друзей удивишь появлением на телеке или в статье на РБК, но ведь это можно показать маме или бабушке. Они точно будут рады за вас!

И это, конечно, далеко не все плюсы. 

Как бороться с синдромом самозванца?

Важно фокусироваться на пользе. Думайте о том, кому можно помочь своим контентом. К этой мысли меня привела Валя Евтюхина, авторка телеграм-канала Digital Eva. Она спросила меня, почему каждый раз перед публикацией подкаста «Заговоры маркетинга» я думаю больше о том, какая критика последует после публикации, чем о том, какую пользу этот выпуск даст маркетологам? Это было что-то вроде озарения — я никогда в таком ключе не думал об этом! Действительно, вместо дискомфорта теперь я испытываю что-то вроде гордости, публикуя новый эпизод. Ведь наша небольшая команда и приглашенный гость отлично потрудились, чтобы сделать что-то полезное.

Помнить про возможности, которые дает личный бренд

Каждый раз, когда пост написан, комментарий дан, а фото загружено, занося палец над кнопкой «Опубликовать», помните за что вы боретесь. Это могут быть как большие цели, типа «Поделиться опытом с другими, чтобы они не совершали таких же ошибок». Так и небольшие, даже эгоистические цели. Например, вам просто хочется высказаться на тему, найти поддержку, потешить самолюбие. Все мы — люди. В этом нет ничего зазорного! Гораздо более смешно выглядят люди, которые хотят похвастаться и скрывают это.

Если вы вдруг забыли, зачем вы занимаетесь построением личного бренда, вернитесь к абзацу «Чему может помочь личный бренд?». Этот список поможет вам найти одну или несколько причин для продолжения.

Думать о своей big idea

Бывает так, что делаешь публикации, а контент так и прет. А потом в секунду вся магия пропадает. Это превращается в рутину, скуку и навевает мысли о том, что стоит это дело забросить. Поверьте, такое бывает с каждым автором, особенно с теми, кто занимается построением личного бренда.

В такие моменты было бы неплохо вспомнить, зачем все это. Я не говорю о тех пунктах, которые перечислял выше или приводил в списке «Чему может помочь личный бренд?». Я говорю о большой идее, мечте, которую вы преследуете. Если вы честно ответите себе на вопрос, что вами движет, то это вполне может стать вашим стимулом в сложные моменты.

Когда мы начинаем тот или иной проект в компании, мы всегда стараемся думать о том, кому мы поможем этим контентом. Служение обществу, его развитию и культурному обогащению — одна из важных идей, которые проходят через все наши проекты. Когда становится сложно, мы в PostPost стараемся об этом вспоминать.

Пробовать много раз: так вы сможете не фантазировать об успехе, а идти к нему

Задумывались ли вы, что успех чаще всего не дается моментально? Даже когда нам кажется, что человек вдруг появился из ниоткуда, чаще всего за таким появлением стоит большая работа, усилия, ошибки и неудачи.

Вы думаете, что успешные люди так легко готовят контент о себе? Совершенно не так! Многим посты даются совсем не просто. Кто-то откладывает публикации, стесняется рассказывать о своей работе.

Как вы думаете, легко рассказать о неудаче? А как вы думаете, какой пост вызовет больше откликов: о неудаче или об успехе? 

Я часто откладываю публикации, переживая, как на них отреагируют. Иногда выкладываю пост и думаю о том, сколько же вовлечения он получит. И в том, и в другом случае я часто оказываюсь не прав. Мои ожидания — субъективная оценка, ни на чем не основанная. Гораздо быстрее я достигаю желаемого вовлечения, когда публикую почти все подряд, что укладывается в рамки моей скромной стратегии. Если пост выложен, лучшее, что я могу получить — данные и обратную связь. Это очень помогает в будущем понимать, что заходит, а что — нет. Ведь только на ошибках можно научиться быстрее, чем мечтать и ничего не предпринимать.